kolyuchka53: (Привет)

Прошлым летом в социальных сетях появилось вот такое объявление:
Уважаемые коллеги!

Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН приглашает вас принять участие в научной конференции


«Философия зайца»:

неожиданные перспективы гуманитарных исследований

lepus.JPG заяц_охотник 14-й век
12 июня 2013 г., отвечая в интервью радиостанции «Бизнес ­FM» на вопрос о реформе

научно-­исследовательских институтов Министерства культуры РФ, министр В. Р. Мединский высказал среди прочего следующую претензию к «дореформенным» учреждениям:

Я вам называю тему конкретной научной работы, я не могу понять, что в ней кроется, называется она «Философия зайца», и в течение пяти лет люди под это дело получали финансирование. Каких зайцев они исследовали, какая философия, понять невозможно; и дайте мне под это дело госфинансирование!

Образ оторвавшихся от действительности учёных­ гуманитариев, работающих над такой
странной темой, повторялся в публичных выступлениях сотрудников министерства неоднократно, способствуя проведению политики по «оптимизации» структуры институтов и введению в их научные планы навязанных министерством тем. Между тем, утверждение министра о данной «конкретной теме» не находит подтверждения. Судя по всему, в нем отразилось название стихотворения сотрудника Института культурологии В. Л. Рабиновича «Трансмутация зайца», предпосланного дополненному и исправленному переизданию его монографии «Алхимия как феномен средневековой культуры» (М.: Наука, 1979; 2­е изд.: Алхимия. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2012) – книге, работа над которой, сколько можно судить по заявлениям их руководителей, никогда не входила в научные планы НИИ Министерства культуры.

Что побудило в таком случае министра неоднократно упоминать никогда не
существовавший труд «Философия зайца» в своей критике научных институтов? Плохая осведомлённость? Эффектность образа? Выразительность слов? Как бы то ни было, за критикой учёных, на протяжении долгих лет получающих зарплату за какую-­то непонятную «Философию зайца», стоит вполне оформившееся сомнение в том, что учёные – сотрудники государственных бюджетных учреждений вправе сами, без подсказки и контроля ратующих за общественное благо чиновников определять направления своих исследований. И хотя выражение «Философия зайца» также кажется нам странным, и мы вслед за министром не можем понять, что в нём кроется, целесообразность всестороннего исследования – с философских, филологических, антропологических, культурологических позиций – образа зайца в мировой культуре от её начал до современности не представляется нам сомнительной.

Заяц – один из наиболее прочно вошедших в культурный обиход современного человека
бестиарных образов. Мы слушаем в детстве сказки о ледяной и лубяной избушках и о теремке; танцуем с бутафорскими ушами на утреннике в детском саду; с увлечением читаем в школе стихи о сердобольном деде Мазае и прыгаем с Алисой в нору за Белым кроликом навстречу Мартовскому Зайцу; мы узнаем потом, что соломинкой в пучине русского бунта может оказаться заячий тулупчик, а фотографии самых красивых девушек можно найти под обложкой с ушастым профилем; в весёлой компании одной из тех немногих песен, слова которой будут помнить все, окажется партизанский гимн косящих траву зайцев… Ряд этот можно продолжать бесконечно: значимые зайцы найдутся в любой сфере человеческой культуры во все времена. Образы эти имеют право быть исследованы, поскольку в гуманитарной науке нет такой мелочи, изучение которой не привело бы в конечном итоге к открытию закономерностей и внятному уяснению нашей истории и нас самих.

Поэтому мы предлагаем специалистам по всем областям гуманитарного знания –
историкам, литературоведам, лингвистам, фольклористам, этнографам, искусствоведам, социологам, философам принять участие (с докладами продолжительностью до 20 минут) в конференции, основными направлениями работы которой могли бы стать:

        - Заяц как объект истории материальной культуры и этнографии. Охота на зайца; заяц в пищевом рационе; заячий мех в одежде.

       - Заяц в мифологии и фольклоре. Сказки о зайце. Паремии, связанные с зайцем.

       - “Заячья” лексика в языках мира. Лексемы, обозначающие зайца и его части (уши, хвост, шкура), их этимология. Характеризующие зайца эпитеты. Охотничья лексика; топонимы с “заячьей” семантикой.
       -  Заяц как литературный образ. Зайцы персонажи литературных произведений; “заячьи” объекты в произведениях литературы. Экфрасис зайца.

       - Культурная история естественнонаучного описания зайца.

       - Иконография и иконология зайца.

       - Заяц в массовой культуре.

ОРИГИНАЛ
1378229_10200828722582038_679178042_n
Конференция состоится в Санкт-­Петербурге 19 – 21 июня 2014 года.

В программу конференции включено 58 докладов.
Заседания первого дня будут пленарными (в первой половине дня - круглый стол по проблемам гуманитарной науки в современном обществе; во второй - зайцы); во второй и третий дни - секционными (в пятницу - на трёх площадках, в субботу - на двух).
Местоположение: Санкт-Петербург, Россия
Начало: 19 июня в 11:00
Окончание: 21 июня в 22:00
Веб-сайт:
https://www.facebook.com/events/116887095168851/?sour..
Оргкомитет конференции:

Константин Богданов

Игорь Вдовенко

Валентин Головин

Сергей Дмитренко

Андрей Костин

Александр Панченко
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
No Subject Icon Selected
More info about formatting

September 2021

S M T W T F S
   12 3 4
5 67 8910 11
1213141516 1718
1920 212223 24 25
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Nov. 5th, 2025 08:20 pm
Powered by Dreamwidth Studios