kolyuchka53 (
kolyuchka53) wrote2017-09-07 04:36 pm
![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Entry tags:
«Мужчина и Женщина»: в Гатчине появилась новая скульптура

Телеграфист Георгий Желтков

Княгиня Вера Николаевна Шеина




Скульптура изготовлена по индивидуальному заказу и выполнена в единственном экземпляре. Автор работы – молодой скульптор Тимур Садуллаев.
ПОДРОБНЕЕ
_________________________
Немного истории
«Александр Иванович Куприн был с нами в свойстве. Канва "Гранатового браслета" почерпнута им из нашей семейной хроники. Прототипами для некоторых действующих лиц послужили члены моей семьи, в частности для князя Василия Львовича Шеина — мой отец, с которым Куприн был в приятельских отношениях.»
...
«В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюблённый писал, что он служит на телеграфе. Тон посланий был разным. Вначале эти письма всех забавляли, они приходили в течение трёх лет, но потом моя мать перестала их читать.
И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец, бывший тогда женихом моей матери, отправились к телеграфисту. Он ютился в убогой мансарде, на шестом этаже, как и герой рассказа Куприна. Его застали за составлением очередного послания. Как и Шеин, отец во время объяснения больше молчал, глядя с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека. Отец рассказал мне, что он почувствовал в этом человеке какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как у Куприна Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Чиновник принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим всё и закончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно.»
Л.Д. Любимов, "На чужбине"
...
15 октября 1910 года Куприн писал Ф. Д. Батюшкову:
"...Сегодня занят тем, что полирую рассказ "Гранатовый браслет". Это - помнишь? - печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. - теперь губернатор в Вильне). Пока только придумал эпиграф: "Van-Beethoven, op. 2, №2 Largo Apassionato". Лицо у него, застрелившегося (она ему велела даже не пробовать её видеть) - важное, глубокое, озарённое той таинственной мудростью, которую постигают только мёртвые... Но трудно... и почему-то в охотку не пишется..."


В Пушкинском Доме стартовала серия необычных выставок. На первой представлен подлинный гранатовый браслет, известный по знаменитой повести Александра Куприна. Эту реликвию на короткое время извлекли из золотой кладовой Литературного музея.
Украшение принадлежало первой жене Куприна - Марии Карловне. "Гранатовый браслет" Куприн написал уже после расставания с супругой. К тому времени писатель подзабыл цвет камней: в повести они зелёного цвета, на самом деле - густого красного, почти чёрного. Существуют две версии происхождения украшения. По одной, в конце XIX века Куприн лично ездил в Богемию, где и заказал браслет. По другой версии, браслет перешёл первой супруге писателя по наследству. В воспоминаниях Марии Карловны присутствуют обе версии истории гранатового браслета. Какая из них соответствует реальности, теперь уже вряд ли можно установить.